Интервью для журнала «Новый Фаворит».


© Ф. Торбенко, 2006. Человек из мира фантастики: интервью // Новый Фаворит. — Херсон, 2004, № 5.

 

— В чем, по-вашему, причина популярности фантастики в современной жизни?

 

Я бы не сказал, что фантастика такая уж популярная. Сравните тиражи фантастических книг с детективными или женскими романами — коментарии, как говорится, излишни. Не рискну всё же называть фантастику элитарной литературой, по большинству признаков она относится к массовой — однако её читательской аудитории не сравниться по численности с поклонниками криминального и любовного жанра.

 

— Как вы прокомментируете мнение, что по сути вся фантастика — это не более, чем прием, метод, описывающий современное писателю общество и, прежде всего, современного ему человека?

 

Я согласен с таким определением. Прежде всего, фантастика — это совокупность литературно-художественных приёмов, особая форма отображения мира. Метод фантастики с успехом применяется в совершенно разных областях литературы, даже в тех же детективных и женских романов. Тем не менее, существует литературное направление, именуемое фантастикой; к нему относятся все произведения, где фантастический метод из вспомогательного, чисто технического элемента, становится самоценной частью сюжета. Но и такое определение весьма условно и неточно, порой трудно провести грань между фантастикой как методом и как направлением.

 

— А почему фэнтези стала “переигрывать” научную фантастику?

 

А с чего вы взяли, что НФ когда-нибудь «переигрывала» фэнтези? Колдуны и ведьмы всегда были популярнее путешественников во времени и звёздных пилотов. К тому же ни одна НФ-книга не имела такого бешеного успеха у читателей, как произведения Л.Кэрролла, Дж.Р.Толкина или — самый свежий пример — Дж.Роулинг.

Хотя, конечно, в советские времена «взрослая» фэнтези находилась в загоне: ведь литература в СССР служила идеологии — ну а эльфы с драконами никаким боком не вписывались в рамки марксистско-ленининского учения. Тем не менее, даже тогда выходило немало детских книг, которые иначе, как фэнтези, назвать нельзя. Вспомните «Волшебника Изумрудного Города» или «Старика Хоттабыча». А ещё сказки — ведь это предтеча современной фэнтези!

 

— Считаете ли вы тему о фантастике, недавно поднятую в “Зеркале недели” нессколько провокационной, если она звучит так : “Существует ли украинская фантастика?” Что вы можете сказать по этому поводу?

 

Статью не читал. Но вопрос о существовании украинской фантастики считаю актуальным. Как и всей современной украинской литературы в целом, которая, на мой взгляд, скорее мертва, чем жива. Правда, в последнее время намечаются кое-какие позитивные подвижки, но этого явно мало. Если лет десять назад нужно было просто помогать новой украинской литературе развиваться, то теперь её уже надо спасать.

 

— Писатель и «нормальный человек» — совместимо ли это «в одном флаконе»? И каков же уровень девиаций в вашем случае?

 

Ни в коем случае не совместимы. Ни одному нормальному человеку не взбредёт в голову заниматься писательством. А что касается моего уровня девиаций, то пусть его оценивают другие. Сам себе ставить диагноз не рискну.

 

— В развитие первого вопроса (о популярности фантастики)— если размещать фантастику в неком «пограничном» слое между и массовой и элитарной литературой, то не означает ли это, что она предъявляет своему читателю все-таки более высокие требования нежели литература массовая? Если да, то какие именно, на Ваш взгляд?

 

Прежде всего, необходимость больше думать. Даже если вся фантастика в книге ограничивается одним лишь фантастическим антуражем, то и в этом случае читателю приходится дополнительно напрягать мозги, чтобы приспособить своё восприятие к непривычным реалиям. Что уж говорить о тех произведениях, где фантастический элемент является сюжетообразующей идеей.

 

— Насколько смогла уйти фантастика от снисходительного определения легкий жанр?

 

Прежде всего, как я уже говорил, фантастика — не жанр, а метод, совокупность художественных приёмов. В более узком смысле — литературное направление. Фантастика может применяться как в «лёгких», так и в «серьёзных» жанрах. Возьмём, к примеру, цикл о Гиперионе Д.Симмонса. Если это лёгкое чтиво, то я — египетский фараон. А вот сериал о Конане — откровенно развлекательный. Но и то и другое — фантастика.

 

— Что в Вас больше в ней привлекает: бегство от реальности или некоторые возможности для «расширения сознания»?

 

Фантастика даёт большую свободу для авторского воображения, не ограничивае его рамками известного и общепринятого. По этой причине я отдаю ей предпочтение — и как писатель, и как читатель.

 

— Как Вы чувствуете,техническое образование помогает Вам в творчестве или приобретенные навыки из точных наук, где все подчиняется строгим законам как-то подспудно тормозят его?

 

По-разному. Безусловно, физико-математическое образование помогает мне в конструировании фантастических реальностей. Но нередко бывает и так, что мне приходится отказываться от некоторых интересных идей, поскольку не удаётся согласовать их с общей картиной мира. Так что это палка о двух концах.

 

— Некоторые ученые считают, что человек разумный все больше превращается в человека играющего. Как Вы расцениваете роль фантастики в этом процессе?

 

На мой взгляд, это глупости. Во все времена люди любили играть и развлекаться. Просто каждая эпоха предлагает свои развлечения.

 

— Как Ваши родные и близкие друзья относятся к Вашему занятию и чего Вы ощущаете больше: понимания и поддержки или отстраненности и противодействия?

 

Мои родные всегда поддерживают меня. Без их содействия и понимания я бы ничего не сделал.

 


Благодарим наших партнеров за поддержку:
Rambler's Top100